|
|
Нижеприведенная информация о шалях является историей.
Современное состояние читайте в книге
"Русские
шали/Russian printed shawls", на
сайте Павлово Посадской Мануфактуры (www.platki.ru) и
на этом странице
ПАВЛОВО-ПОСАДСКИЕ НАБИВНЫЕ ПЛАТКИ, шерстяные
и полушерстяные платки, украшенные традиционным красочным набивным орнаментом,
возникшим в подмосковном городе Павловский Посад в 1860-80-х гг. Район
Павловского Посада (территория бывшего Богородского уезда) - один из
старейших российских текстильных центров. В 18 - первой половине 19
вв. богородские платки и сарафанные
ткани отличались особой красотой вытканного золотой нитью орнамента.
Позднее здесь широко распространилось шелкоткачество, а с 1860-х гг.
начался выпуск шерстяных и полушерстяных платков, украшенных красочным
набивным орнаментом. Постепенно производство разрасталось и приобретало
ярко выраженный национальный характер.
Особенности производства
Композиционное и цветовое великолепие павловского платка основано на виртуозном
мастерстве резчиков набойных досок, с которых печатается на ткани рисунок,
а также мастерстве колористов-набойщиков. Каждый цвет печатается с отдельной
доски, число которых достигает подчас нескольких десятков. В декорировке
павловских платков преобладают пышные цветочные букеты и гирлянды. По-прежнему
популярен орнаментальный мотив "турецкие огурцы", заимствованный у знаменитых
индийских кашемировых шалей, ставших модными в Европе в наполеоновскую эпоху.
Преобладает молочно-белый, черный, красный, темно-синий, вишневый фон. На
протяжении 1920-30-х гг. в Павловском Посаде выпускались преимущественно
хлопчатобумажные ткани с набивным и печатным узором. Искусство нарядного
набивного шерстяного платка было возрождено в послевоенные годы, когда стала
активно применяться ручная набойка. Однако с конца 1950-х гг. ручное производство
стало постепенно вытесняться современными печатными машинами и техникой фотопечати,
и в настоящее время платков ручной набойки на Московском платочном объединении
в Павловском Посаде вырабатывается немного. Однако, создавая образцы для
тиражирования с применением современных методов печати, художники стремятся
сохранить традиционные для павлово-посадских шалей приемы декоративного обобщения
цветочных мотивов, характер композиции и особенности колорита. Среди ведущих
художников предприятия - Е. Регунова, З. Ольшевская, И. Додонова, К. Зиновьева,
Н. Слащева.
| |
|
|
|
|
|
|