|
«О чём поведает платок?»
Л.Л.Сольская ©
Уникальный музей, посвящённый русскому платку
и шали, открыт в Павловском Посаде. Более ста лет этот город славится
шёлковыми узорными тканями и шерстяными набивными платками.
Музей создан по инициативе жителя города Владимира
Фёдоровича Шишенина. Основой фондов музея стала собранная им коллекция
платков, шалей, женских головных уборов и предметов быта XVIII-XX в.в.
Одна из задач музея – показать платок во всём
его многообразии: по видам ткани, способам украшения и как неотъемлемую
часть русского традиционного костюма.
Предшественником платка на Руси считается белое
льняное полотенце с вышивкой – убрус, которым женщины покрывали голову.
С конца XVII века он уступает место платку, а спустя 100 лет в русском
языке появляется персидское слово «шаль», означающее большой узорный платок.
Замечательную роль играет платок в ансамбле народного
костюма как завершение головного убора или украшение наряда. На примере
небольшой коллекции головных уборов русского Севера (сорок, кокошников,
подвойников) можно увидеть разные манеры ношения платка и способы его
завязывания.
Понятие «русский платок» признано в мире благодаря
труду талантливых художников и мастеров по ткацкому и красильному делу.
Они создали оригинальный художественный образ, истоками для которого были
традиции народного искусства и твроческое заимствование из культур других
народов. Красочные композиции на платке вторят резным узорам на наличниках
домов, вышивкам на домотканых полотенцах и рубахах, росписи икон и прялок.
В платке гармонично сочетаются русская ромашка и персидский лотос, образы
лебедя и павлина, иранские «бобы» и французские букетики «мильфлёр», солнечные
розетки и античные вазы, бесконечные вариации восточных орнаментов.
Знакомство со способами украшения ткани начинается
с ручного золотого шитья на нижегородских шёлковых косынках и каргопольском
платке из хлопковой ткани. В их узорах сохранились древние образы-символы
(дерево жизни, певчие птицы, гуси-лебеди) и более поздние – с французских
тканей (виноград, вазоны, букеты с бантами).
Промышленное производство набивных и узорных платков
в России началось на рубеже XVIII-XIX в.в. Основой будущей текстильной
промышленности были крестьянские хозяйства с красильнями и ручными ткацкими
станами. Постепенно заменяя ручной труд, внедрялись паровые двигатели,
ситценабивные машины, станки Жаккара для узорного ткачества. Русский текстиль
завоевал высокие награды на международных выставках, пришла слава и к
русским платкам и шалям.
Среди шерстяных платков первыми можно назвать
тканые «ковровые» платки с восточными узорами. Инициаторами их производства
были московские фабриканты Гучковы в 40-х г.г. XIX века. Техника ткачества
позволяла делать узоры одно- и двусторонними. Такая шаль была излюбленным
украшением в одежде, особенно у женщин купеческого сословия.
Ярким примером традиций набивного рисунка являются
платки и шали фабрик Александровых (Калужская губ., село Русиново) и мануфактуры
Лабзина и Грязнова (Павловский Посад). Цветочные композиции каждой из
них имеют свой узнаваемый художественный стиль. «Александровский» платок
отличается тонкими изогнутыми линиями и изящными формами цветов. Шали
и платки «павловские» - это буйство пышных букетов садовых и полевых цветов
в углах платка и гирлянды по кайме,а также восточные орнаменты, имитирующие
индийские шали.
Московская губерния славилась производством узорных
шёлковых тканей и платков. Особенно выделялись мануфактуры Богородского
и Коломенского уездов. В музее показаны полушёлковые (репсовые) платки
Богородского уезда конца XIX в. со сложным декором в стиле ампир. Крупные
цветы, листья папоротника и ветки цветущих акаций, помещённые в орнаментальные
вазоны, создают пышность и торжественность, а длинная шёлковая бахрома
дополняет красоту шалей.
В экспозиции также широко представлены разноцветные
хлопчатобумажные платки, популярные среди крестьянства России. Самым крупным
производителем ситцев и набивных платков была Владимирская губерния. «Русским
Манчестером» называли село Иваново Шуйского уезда, где в начале XX в.
открывались первые механические ситценабивные фабрики. Посетители музея
познакомятся с платками известных мануфактур Барановых, Рубачёвых и Посылиных.
В Москве лучшие платки из хлопка выпускала знаменитая Прохоровская Трёхгорная
мануфактура.
Среди такого множества платков и шалей любая женщина
на ярмарке или в модном магазине могла купить платок по вкусу и достатку,
для праздников и будней, на холодную и жаркую погоду.
Особое место в экспозиции занимает тема памятных
платков, напечатанных «с надлежащего разрешения» властей в честь знаменательных
событий в истории России.
По их сюжетам можно проводить уроки истории: о
короновании императоров, о 300-летии царствования Дома Романовых, о столетии
Отечественной войны 1812 года и др.
В советский период эта традиция была продолжена
в сюжетах о новых праздниках: десятой годовщине Красной Армии, 30-летии
советской власти, 800-летии Москвы.
Меняются времена и технологии, но платок всегда
остаётся лучшим подарком.
Картина развития платка сегодня иллюстрируется
авторскими работами современных художников по платкам – ручной росписью
по тканям и кроками (рисунками).
Каждый экспонат музея – это не только красивый
и редкий предмет, но и богатый научный материал по истории текстильной
промышленности и декоративно-прикладному искусству.
Приглашаем всех желающих в увлекательное путешествие
по страницам истории русского платка.
Павловский Посад, 2002 г.
| |